Прокуратура Информирует
Возмещение убытков при задержке авиарейсов.
Причинами ожидания в аэропорту могут быть самые разные обстоятельства, а не только неблагоприятная погода. Задержка рейсов является одной из самых распространенных проблем, связанных с авиаперевозками.
В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Однако штраф нельзя взыскать в том случае, если задержка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В данном случае, согласно положениям п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, перевозчику необходимо доказать, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При задержке рейса по технической причине необходимо сообщить пассажирам о сложившихся обстоятельствах. В случае, если причина задержки вылета самолета перевозчиком не сообщается пассажирам, суд встает на сторону пассажиров.
Для того чтобы взыскать с перевозчика штраф, ему предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (ст. 124 ВК РФ). Иски можно предъявлять в суд по месту нахождения перевозчика согласно правилу об исключительной подсудности (ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Основные требования, предъявляемые к перевозчикам, отражены в Приказе Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - ФАП).
Согласно требованиям п. 72 ФАП регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом п. 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.
При задержке рейса пассажир имеет права (п. 2 ст. 108 ВК РФ, п. 227 ФАП, п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"): на отказ от полета, возмещение убытков и компенсацию морального вреда, взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Указанным правам корреспондируют обязанности перевозчика.
Любые проблемы в пути должны сообщаться в авиакомпанию, которая проводит расследование и решает вопрос о компенсации пассажиру в зависимости от ситуации.
При покупке туристического продукта убытки взыскиваются в пользу туриста с туроператора.