Михаил Романов: «Развитие школьных музеев должно получить государственную поддержку»
Депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов посетил музей "Истоки жизни - Невская застава" имени Ольги Федоровны Берггольц в средней школе №340 Невского района. Парламентарий осмотрел экспозицию и обсудил с руководством музея развитие системы патриотического воспитания молодежи с использованием школьных поисково-музейных проектов.
Музей "Истоки жизни - Невская застава" был открыт 17 января 2013 года в канун 70-летия прорыва блокады Ленинграда. С инициативой создания музея вблизи от Невской заставы, где родилась и выросла знаменитая блокадная поэтесса Ольга Берггольц, выступили жители микрорайона. Идею поддержала районная администрация и учителя школы.
Коллекция музея насчитывает более 2000 экспонатов основного и более 500 экспонатов вспомогательного фонда. Экспозиция включает следующие разделы: "Кабинет О. Ф. Берггольц", "Место памяти О.Ф. Берггольц", "Выставочный зал по биографии О.Ф. Берггольц", "Блокадная комната", "История микрорайона "Невская застава", "История школы" и "Школа вчера, сегодня, завтра". Среди самых ценных экспонатов музея - редкие издания сборников стихов Ольги Берггольц, а также подписанные ее рукой музейные предметы. Воссоздан интерьер блокадной комнаты и кабинета поэтессы, установлена мемориальная доска в ее память. Музей доступен не только школьникам, но и всем желающих познакомиться с жизнью и творчеством знаменитой ленинградки, воспевшей в бессмертных стихах мужество и героизм жителей и защитников блокадного Ленинграда.
С директором школы Елена Дашковой и кандидатом психологических наук, инвалидом по зрению Ией Ростомашвили, Михаил Романов обсудил вопросы расширения экспозиции и доступности музея для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Михаил Романов согласился с тем, что интересный школьный музей может стать эффективным ресурсом для социализации и адаптации детей-инвалидов.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья могут успешно изучать историю с помощью адаптированного для них музея, социализироваться, наравне со здоровыми сверстниками включаться в различные музейные акции и мероприятия. Интересное живое дело позволит особым детям забыть о своих недугах, ментально от них избавиться, получить помимо преодоления болезни новую цель в жизни, - сказал Михаил Романов.
Парламентарий горячо поддержал инициативу музея по созданию коллекции тактильных экспонатов для инвалидов по зрению. В коллекцию включаются и мемориальные экспонаты, и муляжи, и рельефные рисунки, схемы и планы. Тексты для проведения экскурсий выполняются в технике тифлокомментирования обученным специалистом. Для музейных стендов готовятся брайлевские таблички, для музейных витрин - брайлевские мнемосхемы. Кроме этикеток на экспонатах, незрячим посетителям будет обеспечена навигация по музею при помощи табличек-указателей.
Михаил Романов выразил готовность поднять вопрос о государственной поддержке школьных музеев вообще и школьных музеев с организованной средой для инвалидов.
- Я направлю обращения в профильные федеральные и региональные ведомства о необходимости поддержки подобных инициатив и о включении школьных музеев и проектов, связанных с патриотическим воспитанием школьников с ограниченными возможностями, в основные целевые программы в области образования и культуры. Убежден, что каждая уважающая себя школа в нашем городе, который перенес страшную блокаду, должен иметь свой музей, рассказывающий о ее истории. Совершенно точно экспонаты для таких музеев найдутся в семьях самих школьников, ведь каждая ленинградская-петербургская фамилия хранит свою собственную блокадную память. Спасибо вам за вашу работу, за энтузиазм, за чуткость к потребностям нового поколения и за трепетное отношение к истории нашего Отечества, - сказал Михаил Романов сотрудникам музея.