Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A Интервал: AA A A Изображения: Вкл Выкл Цветовая схема: A A A A

По итогам прокурорской проверки Михаил Романов намерен выступить с законодательной инициативой об ужесточении регулирования деятельности он-лайн сервисов заказа такси

 

Депутат Государственной Думы, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, депутат фракции «Единая Россия» Михаил Романов получил ответ на свой запрос от прокурора Москвы о киргизском водителе на машине «Яндекс Такси», который 16 июня заснул за рулем и сбил в центре столицы восьмерых пешеходов, в том числе и иностранных гостей Чемпионата мира по футболу. Прокурорская проверка выявила массу нарушений в деятельности фирмы, на которую работал водитель. Парламентарий уверен, что к ответственности в подобных случаях должны привлекаться не только водители и их непосредственные наниматели, но и он-лайн сервисы заказа такси, которые не проверяют своих контрагентов, и вслепую рекомендуют их услуги клиентам.

 

В своем письме Михаилу Романову исполняющий обязанности прокурора Москвы Олег Манаков сообщает, что по результатам проверки в деятельности таксопарка ООО «Чекпойнт», на машине которого водитель, гражданин Киргизии Анарбек Уулу Чынгыз совершил наезд на пешеходов, выявлены многочисленные нарушения. Так, таксопарком не исполнялись обязанности по обеспечению технического обслуживания и ремонта машин, контроля за их техническим состоянием перед выходом на линию, обеспечению прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра. «<…> предрейсовые медицинские осмотры водителей такси не проводятся, журналы регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров не ведутся, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств не осуществлялся», - говорится в письме представителя прокуратуры. Проверка выявила, что парк заключил договор с подмосковным ООО «Диамед» для проведения обязательных ежедневных медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей и технического контроля транспортных средств. «Однако сотрудник ООО «Диамед» проставлял отметки в журналах без фактического проведения медицинского осмотра водителей и технического осмотра транспортных средств», - сообщается в письме прокурора.

 

Также проверка выявила, что ООО «Чекпойнт» через посредника – ООО «Трансавто» - пользовалось услугами сервиса «Яндекс Такси» с целью получения заказов на свои услуги. «В ходе проверки ООО «Яндекс Такси» в одностороннем порядке расторгло договорные отношения с ООО «Трансавто».

 

Водителю предъявлены обвинения в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, он взят под стражу. В отношении ООО «Диамед» прокуратура Москвы обратилась к областным коллегам с письмом о необходимости проведения проверки правомерности деятельности этой организации. Директору ООО «Чекпойнт» вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении ООО «Янедекс Такси» прокуратура Москвы не нашла.

 

Между тем, в конце июня СМИ опубликовали информацию, что пленум Верховного суда подтвердил ответственность «Яндекс такси» перед пассажирами. В тексте соответствующего постановления говорится: «Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора». Также ВС разъяснил, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для перевозки, как за свои собственные: «Перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или с использованием транспортного средства, находящегося в его владении по иным, допускаемым законом основаниям, в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем», – говорится в документе.

 

Комментирует Михаил Романов:

 

- По действующему законодательству он-лайн-сервисы не контролируют режим работы и физическое состояние водителей, эта обязанность возложена на юридическое лицо, которому выдано разрешение на перевозку пассажиров. В российском праве в принципе нет понятия «агрегатор», в пользовательских соглашениях крупнейших компаний оно так же не содержится. Авария в Москве – пример того, насколько длинной может быть цепочка «он-лайн сервис – водитель». «Яндекс Такси» заключил договор с «Трансавто», те – с «Чек-пойнтом», который сдал машину в аренду виновному водителю. Я убежден, что именно предлагающий клиентам машины агрегатор должен нести ответственность за состояние как доступных через их сервисы автомобилей, так и водителей. К чести «Яндекс Такси» после этого ДТП они добровольно предложили коллегам – представителям других сервисов - делиться информацией о том, сколько конкретный водитель провел времени за рулем по их приложениям и, суммируя эти данные, определять физическое состояние таксистов. Я думаю, что можно и законом установить обязанность агрегаторов следить за этим. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил выдавать разрешение на работу таксистами в России только водителям с российскими правами, а до тех пор, пока законом это не предусмотрено, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении где получал права водитель, который берет заказ. Тогда сами пассажиры смогут выбирать таксистов по принципу принадлежности водительских прав. К этому можно было бы добавить и оперативную информацию об общем количестве часов, проведенных водителем за рулем. Кроме того необходимы и другие меры, накладывающие на агрегатора ответственность за состояние автомобилей и водителей. В ближайшее время мы проведем в Государственной Думе консультации по внесению необходимых корректировок в действующее законодательство.

 

Напомним, после случившейся 16 июня аварии Михаил Романов призвал правоохранителей провести комплексную проверку деятельности одного из крупнейших агрегаторов в России – ООО «Яндекс.Такси», включая проверку его контрагентов, предоставляющих транспортные средства для оказания пассажирских услуг. ДТП произошло на улице Ильинка. Такси компании «Чекпойнт» въехало в группу футбольных болельщиков. В результате пострадали семь человек - граждане Азербайджана, Мексики, России и Украины, одна из женщин тяжело пострадала. После инцидента полиция возбудила уголовное дело по ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Водителя такси задержали, им оказался уроженец Киргизии. На допросе он объяснил, что уснул за рулем, перепутал газ с тормозом и выехал на тротуар. Таксистом в Москве он работает месяц. Мужчина пояснил, что перед аварией провел за рулем около 20 часов подряд, а до этого спал не более 2–3 часов. Он добавил, что сожалеет об инциденте, и рассказал, что пытался скрыться с места происшествия, потому что испугался расправы со стороны очевидцев.

 

Яндекс.Такси — сервис онлайн-заказа такси через мобильное приложение или веб-сайт taxi.yandex.ru. Является одним из крупнейших агрегаторов служб такси в России по числу заказов. Сервис передаёт заказ тому водителю, который сможет приехать быстрее всего с учётом местоположения пользователя и дорожной обстановки. По состоянию на апрель 2018 года сервис работает в 126 крупных городах России, Белоруссии, Молдавии, Украины, Армении, Грузии, Кыргызстана, Казахстана, Латвии и Узбекистана. В общей сложности к нему подключено более 200 тысяч водителей. Сервис принадлежит ООО «Яндекс.Такси». В марте 2017 года в Яндекс.Такси заявляли о том, что компания работает над технологическим решением для контроля усталости водителей.