Депутат Государственной Думы Михаил Романов провел встречу с председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеславом Макаровым
Депутат Государственной Думы, Заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Михаил Романов провел встречу с председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеславом Макаровым и руководителем фракции «Единая Россия» в городском парламенте Александром Тетердинко.
Темой разговора стало обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Законопроект разработан Правительством по поручению Президента РФ Владимира Путина. Сейчас проект находится на стадии подготовки ко второму чтению, будущие поправки широко обсуждаются экспертным сообществом, в Москве ждут также предложений от региональных парламентов. Работу по обобщению возможных корректировок в Госдуме ведет представляемый Михаилом Романовым Комитет по контролю и Регламенту.
Михаил Романов рассказал петербургским коллегам, что законопроект определяет правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля.
-- В законопроекте определяются понятия государственного и муниципального контроля, общественно значимого результата их проведения, а также требования к процедуре введения новых видов надзора. Документ разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственного надзора и муниципального контроля. Предусматривается возможность осуществления государственного контроля Банком России, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, государственными внебюджетными фондами, а также государственными учреждениями в отдельных сферах деятельности, -- подчеркнул думский депутат.
Михаил Романов напомнил, что в отдельной статье законопроекта раскрываются принципы организации контроля. Это -- законность, результативность, стратегическая направленность, эффективность, межведомственная ответственность, объективность, независимость, компетентность, пропорциональность, превентивная направленность, стимулирование добросовестности, разграничения полномочий, информационной открытости и ответственности органов, осуществляющих контроль.
-- Важно, что в целях сохранения достижений существующей нормативной базы в части защиты прав бизнесменов при осуществлении государственного надзора для ряда видов предпринимательской деятельности законопроектом предусмотрен уведомительный порядок открытия дела, -- отметил Михаил Романов.
Депутат также подчеркнул, что законопроект устанавливает правила управления рисками при проведении контрольных мероприятий. Так, контролирующие органы должны будут учитывать степень тяжести негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований.
-- Практическим результатом введения систем управления рисками станет уход от "плоской", недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик (крупное промышленное предприятие или объект нестационарной торговли) или от отраслевых особенностей (угроза ядерного взрыва или нарушение правил хранения архивных документов). Оценка риска позволит органам государственного контроля сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий надзора на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам, -- объяснил коллегам Михаил Романов.
По словам парламентария, основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация государственного надзора и муниципального контроля на объекты повышенного риска, граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. От проведения плановых мероприятий государственного контроля освобождаются объекты, которым будет присвоена низкая категория риска. Система управления рисками позволит увеличить сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.
Депутат Госдумы также рассказал, что законопроект устанавливает цепочку мероприятий при проведении надзора (проверка, рейд, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль и пр.). Законопроектом определяется порядок проведения экспертизы, статус экспертных организаций и экспертов. Установлены основания проведения внеплановых проверок, случаи их согласования с органами прокуратуры. Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля. Законопроектом предусмотрены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц органов государственного контроля при проведении мероприятий государственного надзора, а также их результатов.
-- Положения законопроекта соответствуют нормам Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Нормы нового закона фактически запускают реформу контрольно-надзорной деятельности в РФ и, в конечном счете, призваны повысить качество товаров и услуг, то есть эффективность отечественной экономики, -- подчеркнул Михаил Романов.
Депутаты договорились в ближайшее время провести расширенные слушания законопроекта на площадке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. К обсуждению инициативы будут приглашены депутаты регионального парламента и внутригородских муниципальных советов, представители бизнес-сообщества, представители контрольно-надзорных органов Санкт-Петербурга.