Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A Интервал: AA A A Изображения: Вкл Выкл Цветовая схема: A A A A

Русские

Русские   восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и государствообразующий народ России.

 

Исторические корни русских уходят в IX–X вв., когда известные по «Повести временных лет» восточнославянские племена были объединены под властью киевских князей в Древнерусское государство. С тех пор старые племенные связи стали распадаться, и к XII в. сформировались областные сообщества, соответствующие феодальным княжествам. Но сохранялось сознание единства Русской земли, охватывавшей всю восточнославянскую территорию от Белого моря на севере до Черного — на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. 

Общерусскому единству был нанесен удар распадом Киевской Руси в XIII в. и особенно татаро-монгольским нашествием в XIII–XIV вв. После этого началось создание новых культурных связей и обособление трех восточнославянских народов.

Начальный этап формирования русских пришелся на XIV столетие и был связан с образованием Московской Руси. Ядро русских составило население феодальных княжеств, объединенных в XIV–XVI вв. Москвой. Основой народа стало население Волго-Окского междуречья, которое сформировалось еще в IX–XII вв. из пришедших туда потомков славян — новгородских словен, смоленских кривичей и вятичей с верховьев Десны. Расселяясь в междуречье, они ассимилировали местное финно-угорское (летописных мерю, мурому, мещеру) и балтское (голядь) население. В XV — начале XVI вв. русские окончательно сформировались как народ. Это произошло с объединением Северо-Западной и Северо-Восточной Руси с их населением бывших княжеств, то есть — земель Владимиро-Суздальской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, Псковской и Новгородской республик. На этих территориях славяно-русские пришельцы соприкасались и взаимодействовали с другими народами. На Русском Севере (Поморье), начавшем заселяться еще в XII–XIII вв. со стороны Новгородской и Ростово-Суздальской («низовской») земель, а в XIV–XVI вв. — из Московской Руси, русские контактировали с местным населением, которое составило народы финно-угорской (карелы, вепсы, коми, саамы) и самодийской (ненцы) языковых ветвей. В Вятском и Камско-Печерском краях, заселявшихся русскими с конца XVI — начала XVII в., происходило их взаимодействие с волжскими финнами и тюркскими народами. К тому времени понятия Россия, Российская земля уже получили распространение. Русская колонизация черноземных областей (Дикого Поля), опустевших после татарского нашествия XIII в., стала возможной благодаря строительству в XVII в. оборонительных линий (засечных черт). Эта волна заселения сомкнулась с продвижением русских в лесостепи и степи Среднего и Нижнего Поволжья, Дона, Приазовья. Одновременно началось освоение Сибири выходцами из Поморья. В конце XVII — XVIII в. лесостепные и приречные безлесные сибирские земли были освоены русскими земледельцами, а более северные лесные и тундровые районы — промысловиками. В Сибири русские встретились с местным населением — охотниками, рыболовами, оленеводами, скотоводами. Это были народы уральской (самодийские, финно-угорские) и алтайской (тюркоязычные, тунгусоязычные и монголоязычные) языковых семей. В XVIII в. русские начали проникать на Южный Урал, Северный Кавказ. После 1861 г. (отмена крепостного права) в Сибирь устремились новые потоки русских переселенцев, главным образом из центральных и южных районов. К концу XIX — началу XX в. возникли очаги русского заселения в Средней Азии, а на восточных рубежах — на Дальнем Востоке. На всем пространстве своего проживания русские расселялись неравномерно. Около половины их было сосредоточено в местах, обжитых еще с XIV–XVI до начала XX в. В местах позднего освоения на Кавказе, в Средней Азии, Казахстане возникали «русские ареалы» среди земледельческих или кочевых народов. Область расселения русских на пространстве России визуально напоминает широкую полосу, сужающуюся к востоку, начало которой находится на западном рубеже от северо-западных границ страны до Молдавии, самая плотная часть— в средней полосе Европейской части. К востоку от нее идет сужение «клина». В Сибири полоса сужается еще более по линии от среднего Урала до Томска—Новосибирска—Кузнецка—Красноярска—Иркутска—Хабаровска к Тихому океану.

 

Термин «русский язык» употребляется в четырех значениях— совокупность всех языков восточнославянской ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков; — письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси; — совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ; — общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык. Письменность — вариант кириллицы.

На обширной и заселенной в разные исторические периоды территории сформировались отдельные группы русского народа, имевшие особенности в культурном, сословном или религиозном отношении. Это связано со сложной этнической историей народа, обусловившей образование в едином русском массиве, сохранявшем общее самоназвание, языковых и иных различий. В Европейской России выделялась прежде всего севернорусская и южнорусская историко-культурные зоны и средняя полоса между ними.

Своеобразием отличались русские окраинных территорий. На западе по р. Великой, верховьям Днепра и Западной Двины они были близки по языку и культуре к белорусам. У русских Приуралья соединялись черты северной среднерусской культуры. В Среднем Поволжье они сближались с другими народами; на юго-востоке — от Хопра до Кубани и Терека, на территории Войска Донского, в Кубанской и Терской областях и на востоке Новороссии население по происхождению было связано с южнорусскими и украинцами. Особую этносословную группу русских представляло военно-служилое казачество. Русское старожильческое население Сибири (сибиряки) — потомки первоначальной волны заселения — сохраняло севернорусскую культуру, а вновь прибывавшие переселенцы-новоселы (российские) из центральных и южных губерний несли свои культурные традиции. Кроме того, здесь выделялись старообрядцы (каменьщикиБухтармы, поляки Колывани, семейские Забайкалья) и сектанты (духоборцы, молокане, штундисты), а также население северо-востока местного поисхождениягураны (потомки русских мужчин и тунгусских женщин); кударинцы (русских и буряток); карымы (русских, эвенков и бурят); амгинцы, анадырцы, гижигинцы, камчадалы, колымчане — от смешения русских с якутами, эвенками, юкагирами, коряками; и наконец, русско-устьинцы, долгое время остававшиеся несмешанными с другими народами. Компактные группы русских сложились в Средней Азии и Казахстане. Одна из них — уральцы, потомки уральских (яицких) казаков, поселившиеся в XIX в. на Амударье и Сырдарье, позднее продвинувшиеся еще южнее. Другая часть русских состояла из крестьян и низших воинских чинов, осваивавших в XIX в. среднеазиатские пространства. Различаясь по своим локальным характеристикам, группы русских сохраняли единство с народом, язык, общее самосознание и общерусскую культуру.

Своеобразна культура казачества, состоявшего из отдельных «войск». Русское казачество формировалось на протяжении XVI–XVIII вв. изначально в бассейне верхнего течения Дона, затем — в низовьях Дона, на Яике, Тереке и в Сибири. Эту группу русского народа считают сословием, т.к. у истоков ее формирования находились представители военизированного оседлого населения, целенаправленно использовавшегося государством для защиты границ. В формировании казаков кроме русских приняли участие украинцы, молдаване, татары, башкиры, коми, мордва, калмыки, казахи, представители народов Северного Кавказа, Закавказья, Сибири. На территории современной России с начала XVIII в. до Октябрьской революции 1917 г. официально существовали следующие казачьи войска Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. В большинстве казаки исповедовали православие. В XVIII в. у казаков распространились старообрядческие толки; наиболее известны на Кубани поповцы-некрасовцы (от имени атамана Игната Некрасова).

В X–XII вв. во времена Киевской Руси и Великого Новгорода расселялись по Восточноевропейской равнине два славянских потока – северный и южный, из которых в последующие века формировались северорусское лесное и южнорусское степное население. С тех глубоких времен северяне и южане «расходились» в своих этнокультурных и психологических характеристиках.

Этнографы традиционно выделяют на европейской территории расселения русских северный и южный этнокультурные ареалы.

В северном ареале выделим прежде всего поморов, живущих на побережье Белого и Баренцева морей, в Архангельской области. В их внешнем облике характерны черты северного антропологического типа, унаследованного от новгородцев: светлая кожа (в условиях Севера хорошо пропускающая ультрафиолет), голубые глаза и русые волосы. Отличаясь от остальных русских северян лишь своим хозяйственным бытом, они близки к ним по всей народной культуре. В суровых природных условиях на побережье студеных морей у них выработался своеобразный тип промыслового хозяйства (рыболовство, охота на морского зверя, мореходство и косторезный промысел). Их говор принадлежит к поморской группе северорусских говоров.

В среде поморов сформировались и более мелкие группы, закрепившие в этнонимах (самоназваниях) местные географические топонимы: поозёры (на берегах Ильмень-озера), пошехонцы (Пошехонье – по берегам р. Шексна), каргополы (на берегах оз. Лача), устьцилёмы и пустозёры (на берегах р. Печоры). По происхождению – это потомки новгородцев с некоторой примесью местных финно-угров, но по быту и те и другие близки к новгородцам.

В южном ареале культурно-бытовое своеобразие характерно для казачества. Первые группы казачьих поселений (донское, яицкое, терско-гребенское) стали формироваться из вольного люда еще в XV – середине XVI в., а уже с конца XVII в. казаков стали привлекать на постоянную воинскую службу. Во внешнем облике для них характерны черты южного антропологического типа (смуглая кожа, темные глаза и волосы), а их говор принадлежит к южнорусской группе. Под влиянием особых военизированных условий жизни на окраинах государства в их среде сложился особый тип социально-экономических и семейных отношений, отличающий их от других групп. При этом они так же, как и поморы, сохранили не только языковое и культурное единство, но и единство православной веры с основной массой русского этноса.

КУЛЬТУРА

 

В традиционных формах материальной культуры (хозяйство, жилище, одежда, пища и утварь, предметы быта) до начала XX в. отразилась региональная специфика проживания русских. При этом уже в XVI в. в культуре были различимы сословные отличия, выражавшиеся в применении новых форм, часто связанных с особенностями развития городской культуры, иноэтничным, западноевропейским влиянием. С XVIII в. эта специфика усугубилась в результате применения новых форм производства, новых материалов и профессионального труда. В настоящее время бытовая культура русских в значительной степени унифицирована, различия сохраняются сегодня в традициях питания

РУССКАЯ КУХНЯ

 

Средняя полоса России (к югу от Москвы) — территория формирования характерных черт русской культуры питания. Одна из них — предпочтение «черного» ржаного хлеба «белому» пшеничному. Из пшеничной муки готовили праздничную выпечку (пироги — сайки, расстегаи, кулебяки, блины и др.). Крупа и мука также использовались для приготовления щей, в состав которых в XIX в. вошли капуста и мясо. С XVIII в. в пищевой рацион активнейшим образом включается картофель, который употребляется в первые и вторые блюда. В пищу на основе круп и картофеля добавляли различные овощи, яйца. Употребляли молочные продукты (молоко, сметану, простоквашу, творог, масло). Мясо (преимущественно говядина, свинина, баранина) и птица (куры, гуси) появлялось на столах редко. Для юга России более характерно употребление в пищу овощей (тыква, свекла, помидоры, кабачки, перец, баклажаны), чем для центра и севера. Кроме щей был популярен борщ, включающий множество компонентов. К началу XX в. увеличились посевы пшеницы. Пшеница все более входит в обиход по сравнению с рожью и культивируется русскими переселенцами в ряде регионов Сибири, в результате чего пшеничный хлеб вытесняет ржаной (Алтайская и Минусинская степи). Стол северян до начала XX в. оставался хлебно-рыбным. Основными хлебными культурами считали ячмень и овес, но активно употребляли и ржаной хлеб. Из муки и крупы делали полужидкие блюда. Кроме того, употреблялись овощи: репа, редька, лук и чеснок, а также ягоды, грибы, орехи, дикие травы. Рыбу квасили, иногда ели сырой. Мясо употреблялось чаще, чем в других регионах, причем не только в зажиточных слоях общества. Для всех территорий русских было традиционным употребление в пищу меда, приготовление различных хмельных напитков (пиво, брага, вино

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ РУССКИХ

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовали занятия ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Для традиционной русской семьи характерно развитие в разных регионах простых и сложных форм, но обязательно с главенством старшего мужчины, регламентацией всего жизненного уклада, половозрастным разделением труда, с осознанием необходимости иметь детей, которым передавался многовековой народный опыт, знания, культурные традиции. Современная семья преимущественно простая двухпоколенная по составу, малодетная, однородная в социальном отношении. Отличия сельской семьи от городской в плане лучшего сохранения традиционных основ семейного быта незначительны.

ТРАДИЦИИ

 

В русской деревне всегда были сильны соседские связи, одним из проявлений которых являются помочи — осуществление помощи, часто — «всем миром», в хозяйственных делах каждому, кто в этом нуждался. Совместные работы заканчивались общим застольем, становившимся не только средством отдыха, но и местом общения, знакомства молодежи. Велико было значение общественного мнения, осуществлявшего контроль над нормами поведения. Общественная жизнь русских протекала в основном в рамках территориальной (сельской) общины. Общиной накоплен огромный практический опыт сочетания общественных интересов с индивидуальными, что выражалось в решении хозяйственных и самоуправленческих проблем в непосредственной связи с этическими (нравственными) нормами. Сфера труда и досуга в традиционном русском обществе была тесно связана с аграрным календарем, основные вехи которого органично вошли и закрепились в церковном календаре. Время напряженного совместного труда сменялось достаточно протяженными периодами отдыха или днями праздников, главными из которых были Пасха Христова со Светлой седмицей (неделей) и Рождество Христово с последующими святочными днями до дня Крещения Господня (Богоявления). Широко праздновались также дни престольных праздников, свои в каждом селе. Городской быт частично подчинялся указанному распорядку, однако постепенно с XVIII в. в него входят новые обычаи, например, празднование Нового года. К началу XX в. русские представляют собой сословное общество, где большинство (87 %) составляют крестьяне и мещане. При этом из среды последних уже сформировался рабочий класс. 1,5 % составляли дворяне, по 0,5 % — купечество и духовенство, 2,3 % — казаки. Во главе управления Российским государством стоял монарх. В начале того века русские были вторым по численности народом мира (после китайцев), будучи основным народом Российской империи, где не было «имперских привилегий» для какого-либо народа. В XX в. произошли социально-политические события, серьезнейшим образом повлиявшие на судьбу русских. Коренной слом старого социального уклада и внедрение новой идеологии не могли не сказаться на многих сторонах как общественного, так и частного быта. Однако и в период советской власти, особенно после победы в Великой Отечественной войне, русские самосознание, язык и культура являлись основой для консолидации советского народа, патриотизма и солидарности. Постепенно надвигавшийся кризис советской политической власти разрушительно сказывался на положении всех народов страны, в значительной степени — на русском населении. Сегодня, с развитием российской государственности и нормализацией общественной жизни, происходит укрепление как самосознания русских (русскости), так и общероссийского (гражданского) сознания.

 

РЕЛИГИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Приверженность к этой религии большинства народа сказывалась во всех сферах традиционной культуры. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение и идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории— политические и церковные деятели, ревнители благочестия. Вокруг них, носителей лучших национальных черт, выстраивалась картина исторического прошлого. В XIX в., как и в предыдущие столетия, осознание своей принадлежности к православной вере у русских выражалось, в частности, в употреблении конфессионима «православные» при обращении в мирное время (например, на сельских сходах) и вовремя, вооруженных конфликтов. Это самоназвание выполняло функции этнического определителя русских, в то время как противники, даже если они были христианского вероисповедания, почитались за «нехристей». В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским (по существу — народным) сознанием надеждами на справедливое устройство общества. Общественная и частная жизнь русских также теснейшим образом была связана с православными представлениями о мироустройстве, человеке, обществе. Она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой. Жизненный цикл каждого человека освящался Церковью (крещение, брак, отпевание и др.). В этот круг входят такие проявления религиозной жизни русских, как регулярное посещение богослужений, причащение, исповедь, хождение на богомолье, домашняя молитва и др.— в частной жизни; празднование престольных и крупных церковных праздников, массовые крестные ходы и общественные молебны и др.— в жизни целых сообществ (сел, городов, районов и территорий). Нравственные ориентиры христианства тесно соединялись с другими сторонами культуры, служили необходимой основой для многих представлений, действий, взаимоотношений и творчества. В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католицизм, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

 

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимодействии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала XVIII в. она стала достоянием главным образом крестьянского искусства. Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое шитье и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество. Искусство художественной обработка металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и т.п. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губ.) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных керамических изделий (с XVII в. — Гжель, затем — Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе во времена Древней Руси носили название «резьба руссов», что говорит о давности этого промысла на территории России. Особенно это искусство было развито до начала XIX в. на Русском Севере (холмогорские косторезы). С XVIII в. развивается резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий. В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. Это искусство имело несколько локальных школ, в которых развивались и сохраняются до сих пор традиции Древней Руси, хорошо известные по археологическим раскопкам. В позднее время (с конца XVII в.) возникают центры посудного промысла и изготовления предметов быта с. Хохлома (сюда доставлялись изделия из сел Заволжья для отправки их на ярмарки России и зарубежья); г. Городец, Сергиев Посад с окрестными деревнями и др. В Вологодской, Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись по бересте, плетение из нее разнообразных предметов: туесов, шкатулок, поставцов и др. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и другие элементы современного сельского жилища. Искусство обработки дерева особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.

 

Для устного народного творчества русских характерно разнообразие форм. Это и былины исторического содержания, и христианские духовные стихи, и лирические, обрядовые песни, певшиеся во время свадебного ритуала, народных гуляний на праздники, сказки, былички, профессиональные и солдатские песни и многое другое. Характерно многоголосное пение, участие в хороводах, молодежных играх и посиделках. В русском песенном творчестве материалом для поэтизации служил объективный реальный мир, прежде всего окружающая крестьянина природа, некоторые виды трудовой деятельности (земледелие, рыболовство, охота и т. д.) и многочисленные обрядовые действа. Объектом же поэтической символизации в русских народных лирических песнях является человек — крестьяне и крестьянки, их взаимоотношения и поступки, выражаемые ими всевозможные мысли, чувства и настроения. Наиболее древними образами, используемыми в русской обрядовой лирике, являются такие, как месяц — символ отца, солнце — матери, звезды — детей, месяц молодец — жених, муж, зорюшка-девушка — невеста, жена. В роли символов часто выступают различные птицы: соловей, сокол, селезень и голубь — в роли молодца; белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка — девушка; серая кукушка — печальная девушка или горькая женская доля. Еще шире используются образы из растительного мира. Например, очень часто символом девушки являются белая береза, калина, малина и сладкая вишня; птица клюет вишню — молодец сватает девушку и т.д.

Материалы сайта национальная политика: https://национальнаяполитика.рф/nation/people/russkie

рус6рус5рус4рус3рус2рус