Средства индивидуальной мобильности, какие изменения в Правилах дорожного движения РФ ждут их владельцев в 2023 году
Правила дорожного движения РФ [2]претерпели изменения и с 1 марта 2023 года начинает действовать новая редакция. Все изменения в источнике: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049
Большая часть нововведений касается электросамокатов, моноколес, электроскейтбордов, гироскутеров и других иных аналогичных средств индивидуальной мобильности[3]. Давайте разберем основные понятия и требования для владельцев СИМ.
Теперь данное понятие закреплено законодателем в ПДД. Итак, СИМ - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства). Согласно пункту 1.2 ПДД, СИМ не относятся к механическим транспортным средствам – то есть, в этом отношении они приравнены к велосипедам, то есть правила, касавшиеся велосипедистов, теперь должны выполнять лица, передвигающиеся на СИМ (об этом говорит раздел 24 ПДД). К тому же пользователей СИМ четко отделили от пешеходов: теперь пешеходами считаются в том числе «лица, ведущие средство индивидуальной мобильности».
Новый пункт ПДД 24.6 указывает, что движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Однако в том же пункте указано, что если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения СИМ, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Кроме того, во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, ПЕШЕХОДЫ имеют ПРИОРИТЕТ.
Но если отсутствует тротуар, пешеходная и велопешеходная дорожка или обочина, а также в случае если движение по ним невозможно, пешеходам разрешается двигаться по велодорожке, но при этом нужно уступить дорогу и велосипедистам, и тем, кто двигается на СИМ (п. 4.1 ПДД).
На автомагистралях запрещено (п. 16.1 ПДД) в том числе, движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения СИМ, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.
Теперь самое главное, что должны понять и усвоить владельцы СИМ.
В соответствии с дополненным пунктом 24.8 ПДД велосипедистам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и водителям мопедов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
управлять велосипедом, мопедом и СИМ (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда, или СИМ; перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах); пересекать дорогу по пешеходным переходам! То есть прежде чем перейти пешеходный переход, следует спешиться с СИМ.
Обновленный пункт 24.9 ПДД говорит о том, что средствам индивидуальной мобильности запрещена любая буксировка, кроме буксировки специального прицепа для СИМ.
В соответствии с новым пунктом 24.2(1) ПДД допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет: по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам при этом масса СИМ не должна превышать 35 кг; по правому краю проезжей части дороги и только в один ряд, при этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (п. 24.5 ПДД), а также при соблюдении одновременно следующих условий:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним; на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов; средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди. лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
Пользователи СИМ в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться (п. 24.3 ПДД) по: тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам, велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон.
Детям в возрасте младше 7 лет, использующим СИМ, разрешено двигаться (п. 24.4 ПДД) по: тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. При этом движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения СИМ, должно осуществляться ТОЛЬКО в сопровождении взрослых.
В светлое время суток на всех СИМ должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (п. 19.5 ПДД), а в темное время суток фары или фонари (п. 19.1 ПДД). При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, вне населенных пунктах лица, передвигающиеся на СИМ обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами (п. 24.10 ПДД).
Пункт 8.3 ПДД изложили в новой редакции. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает.
Пункт 17.3 ПДД дополнили: при выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
Движение СИМ будут регулироваться специальными знаками. Речь идет о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах.
И в заключение об ответственности лиц, использующих для передвижения СИМ.
В соответствии с п.2 ст. 12.29 кодекса об административных правонарушениях РФ за нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением пешеходов или пассажиров транспортного средства, а также водителя транспортного средства) влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
В соответствии с п.3 ст. 12.29 кодекса об административных правонарушениях РФ за нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Как видите изменений в ПДД РФ внесли огромное количество, теперь надо все усвоить и применять на практике, научить своих детей не нарушать данные правила, а лучше стать образцовым пользователем СИМ, ведь от соблюдения ПДД зависит наша жизнь и здоровье.
Безопасных Вам дорог, будьте внимательны и осторожны!
материалы Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: https://гибдд.рф/r/18/news/item/35853236